ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ
Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
Брюс Л. Бейкер
Профессор факультета психологии
Калифорнийского университета
Алан Дж. Брайтман
менеджер международной группы помощи
людям с особыми потребностями
компании Аррlе Соmputer, Inc.
при участии Яна Б. Блейчера,
Льюиса Дж. Хейфеца,
Стивена П. Хиншоу и
Дайаны М. Мэрфи
Перевод с английского
Л. Шихирева и Н. Грозной
Перевод с английского третьего издания книги «Steps to Independence», опубликованного в США издательством Paul H. Brookes Publishing Co., Inc.
Copyright © 1997 by Brookes Publishing Co., Inc.
Публикуется в России с разрешения организации «Помощь детям России» (Action for Russia's Children).
Иллюстрации Майкла Кассаро (Michael Cassaro).
ISBN 3-88711-113-5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................................................. iv
Предисловие к русскому изданию................ ....................................……vi
РАЗДЕЛ I ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА
Глава 1 Итак, в путь ............................………............................................. 3
Глава 2 Чему учить?......................................................……….............….. 8
Глава 3 Определение шагов ....................…………….......…..................... 10
Глава 4 Поощрение ......................................................………....................12
Глава 5 «Оборудование сцены».....................………….............................. 18
Глава 6 Как учить ребенка.................………….......................................... 21
Глава 7 Наблюдение за успехами и преодоление трудностей...……..... 26
РАЗДЕЛ II ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
Глава 8 Подготовительные навыки.........................……………................ 33
Глава 9 Навыки самообслуживания .....………………...............................38
Глава 10 Умение пользоваться туалетом...........…………..….................... 50
Глава 11 Игровые навыки ....................................………….......…............... 71
Глава 12 Независимость: навыки ухода за собой.....…………………........ 85
Глава13 Независимость: навыки ухода за домом.…………..….....…...... 100
Глава 14 Независимость: умение оперировать информацией................... 237
РАЗДЕЛ III КАК РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ
Глава 15 Проблемы поведения...................................……………............... 255
Глава 16 Разработка и проведение в жизнь программы
регулирования поведения................……………………………... 281
Приложение А. Подготовительные навыки ...............…………...................315
Приложение Б. Перечень навыков самообслуживания.……………......... 335
Приложение В. Программы формирования навыков
самообслуживания............................…………................... 351
Приложение Г. Программы формирования игровых навыков ....................413
Приложение Д. Программы формирования умений, связанных с
использованием информации…………….………………. 435
АВТОРЫ ВЫРАЖАЮТ БЛАГОДАРНОСТЬ
У этой книги долгая и богатая история. Нам хотелось бы выразить благодарность многим ее участникам. Мы признательны доктору Майклу Бигабу и институту National Institute of Child Health and Human Development, которые в 1971 году начали поддерживать наши усилия по разработке учебных материалов для родителей детей с особенностями развития. Хотелось бы также поблагодарить наших коллег - участников проекта Read Project Гарвардского университета, которые в начале 1970-х годов посвятили массу времени отработке и шлифовке различных методов обучения детей с особенностями развития, чтобы найти самые лучшие. Мы благодарны родителям и сотрудникам руководимого нами в 1970-х годах лагеря «Свобода», в котором жили и учились дети с особенностями развития. Эти люди многому научили нас и обеспечили столь необходимую для совершенствования наших учебных материалов обратную связь. Хочется сказать спасибо Энн Вендель из издательства Research Press, которая поверила в разрабатываемые нами материалы и публиковала их, начиная с 1975 года. Мы благодарны за вклад, который внесли сотрудники и родители, участвовавшие в 1980-х годах в проекте UCLA, посвященном проблемам людей с отклонениями в развитии. С тех пор, как мы впервые в 1970-х годах начали публиковать материалы, составившие содержание книги «Путь к независимости», мы получили положительные отзывы и ценные предложения от сотен родителей и педагогов. Большое спасибо им.
В 1989 году с помощью Мелиссы Бем из издательства Paul Н. Brookes Publishing Co. мы пересмотрели выпущенные к этому времени материалы и объединили их в одну книгу для родителей и педагогов детей с особенностями развития. В том же году вместе с организацией American Association on Mental Retardation мы опубликовали монографию «Обучение родителей детей с отклонениями в развитии» (Parent Training and Developmental Disabilities), в которой рассмотрены итоги исследований этих материалов. Сейчас мы переработали книгу вновь. Особо хотелось бы отметить отзывы о ней, присланные Мэри Бет Салливан из издательства Brookes и другими, не назвавшими своих имен рецензентами, которых пригласило издательство. Кроме того, мы выражаем благодарность нашим прежним соавторам Льюису Дж. Хейфецу, Дайане М. Мэрфи, Стивену П. Хиншоу и Яну Б. Блейчеру за их вклад в разработку материалов, послуживших основой настоящей книги.