Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия

Монополизация имеет негативные последствия, которые наносят урон экономической эффективности и общественному благосостоянию.

Основные из этих последствий.

♦ Завышение цены. Монопольная цена превышает уровень, который установился бы в условиях совершенной конкуренции. В краткосрочном периоде это уровень предельных издержек, в долгосрочном — уровень средних издержек. Завышение цены означает, что монополист искусственно увеличивает излишек производителя, перераспределяя в свою пользу часть излишка потребителей. Тем самым наносится ущерб благосостоянию потребителей — как покупающих данную продукцию, так и вынужденных отказаться от потребления данного товара из-за повышения цены.

♦ Занижение объема выпуска. Монопольный выпуск меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, когда произ­водство каждой отдельной фирмы наращивается до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продаваемого товара. Монополисту не удается достичь такого уровня выпуска, так как предельный доход падает быстрее цены. Поскольку предельная полезность товара оказывается выше предельных издержек, монопольный выпуск нельзя признать эффективным. Некоторое количество ресурсов, необоснованно высвобождаемое из данной отрасли, могло бы найти в ней свое применение.

♦ Неэффективное использование привлеченных ресурсов. В долгосрочном равновесии монополиста не обеспечивается эффективный масштаб, так как в результате ограничения сил конкуренции не запускается механизм, способствующий достижению минимума долгосрочными средними издержками. Следовательно, привлеченные ресурсы используются неэффективно.

♦ Завышение прибыли. Монополист получает в долгосрочном периоде экономически не обоснованную экономическую прибыль за счет ущерба, который наносится монополией благо­состоянию потребителей.

♦ Консерватизм в управлении и торможение внедрения достижений НТП. При значительных входных барьерах и отсутствии близких субститутов снижаются стимулы к развитию производства, внедрению технических новинок, выпуску новых товаров, снижению издержек, совершенствованию качества.

Сравнение условий и результатов хозяйствования при совершенной конкуренции и монополии подводит к двум основным выводам:

♦ используя рыночную власть, позволяющую ограничивать силы «невидимой руки рынка», монополисты получают сверхприбыли за счет перераспределения доходов общества в свою пользу;

♦ чистые монополии при достаточно высоких отраслевых барьерах не только перераспределяют доходы в свою пользу, но и снижают благосостояние общества в целом, нанося урон экономической эффективности.



Для характеристики негативных последствий монополизма экономисты используют такие понятия, как социальная цена монополии, Х-неэффективность и др.

Социальная цена монополии— это чистые потери благосостояния общества, которые обусловлены монопольной властью (рис. 4.7.).

Рис. 4.7. Социальная цена монополии

Допустим, отрасль была конкурентной, а затем ее захватил монополист. Это значит, что потребители отрасли потеряли излишек, измеряемый площадями прямоугольника а и треугольника с: площадь атеряют те покупатели, которые вынуждены покупать товар по более высокой цене; площадь с— вынужденные отказаться от потребления данного товара из-за повышения цены. Производитель получает выгоду, измеряемую площадью а, но теряется часть излишка производителей, измеряемая площадью d, из-за сокращения выпуска. Следовательно, общие выгоды производителя составят (а - d), а чистые выгоды (убытки) общества от монопольной власти будут равны a-d-a-c= -(с + d). Как видим, монополия приводит к чистым потерям общественного благосостояния.


2717138177719679.html
2717152954189031.html
    PR.RU™