ПОВОРОТ ФОРДЕВИНД

Поворот фордевинд (рис. 187) заключается в том, что при кормовом ветре меняются местами наветренная и подветренная стороны яхты, а корма при изменении курса переходит линию ветра таким образом, что при повороте яхта перекладывается с одного галса на другой.

По команде «К повороту фордевинд приготовиться!» подготавливают шкоты, а при наличии бакштагов подветренный готовят к закладыванию, а наветренный — к отдаче.

По команде «Травить шкоты!» шкотовый отдает гика-шкот, а рулевой в это время кладет руль на ветер, чтобы яхта легла чисто курсом фордевинд. По команде «Выбрать гика-шкот!» шкотовый быстро подбирает его, причем по возможности равномерно и туго, с тем чтобы в лопарях гика-шкота не обнаруживалась слабина на случай, если ветер преждевременно задует в парус с обратной стороны и перебросит гик на другой борт. По команде «Поворот!»* рулевой медленно кладет руль под ветер. Гик сам по себе переходит в диаметральную плоскость судна, а шкотовый быстро травит шкот. Одновременно перекладывают и бакштаги. Вначале стаксель не требует к себе внимания, так как он первым переходит на другую сторону яхты. Если яхте нужно привестись на новом галсе после поворота фордевинд и лечь на курс бакштаг, то руль перекладывается под ветер при одновременном выбирании шкота.

* В парусном спорте СССР команда «Поворот!» при этом маневре дается перед началом уваливания до курса фордевинд. (Прим. переводчика)
Рис. 187 Отдельные моменты поворота фордевинд
Рис. 188. «Коровий оверштаг»

Поворот фордевинд является самым трудным маневром, особенно при сильном ветре, так как яхта при переходе гика внезапно начинает стремиться привестись к новой наветренной стороне, а это из-за выбранного шверта сопровождается повышением крена. Только хорошо тренированный рулевой, заметно противодействуя рулем, в состоянии ослабить действующую наружу центробежную силу, так как иначе яхте угрожает оверкиль. Умение рулевого постоянно и уверенно держать яхту чисто фордевинд, как и умение матроса никогда не допускать слабины гика-шкота и быстро травить его, предохранят яхту от переворачивания при повороте фордевинд.

На гафельных яхтах, кроме того, следует остерегаться такого положения, когда при переносе гика с приложением силы с одной стороны на другую (это становится необходимым, когда парус не переходит сам) верхняя часть гика остается с гафелем в прежнем положении. В результате получается так называемая «восьмерка», которая всегда сопровождается серьезными повреждениями такелажа. Иногда на небольших яхтах можно, ухватив руками все лопари вытравленного гика-шкота, по команде «Поворот!» переложить гик на другую сторону. Такой поворот называется "гоночным поворотом фордевинд» *.



* Яхтсмены СССР таким термином не пользуются. (Прим, переводчика.)

Рис. 189. Поворот фордевинд при заходящем ветре

Если экипаж яхты недостаточно хорошо натренирован, то при перемене галса в шквалистый ветер или при наличии паруса со сквозными латами поворот фордевинд лучше не делать. В этом случае необходимо применить поворот оверштаг, при котором яхту при медленном выбирании шкотов и травлении шверта направляют круто к ветру, а после поворота, который в таких случаях называют «коровьим» оверштагом (рис. 188), постепенно кладут на курс бакштаг, а затем и фордевинд, выбирая шверт и стравливая шкоты.

Особой формой поворотов является поворот при заходящем ветре (рис. 189), когда ветер несколько меняет свое направление. Тогда приходится выбирать уже полностью вытравленный гика-шкот, чтобы перенести гик с гротом на другую сторону, не перекладывая руля и не изменяя курса. К маневру готовятся по команде: «Приготовиться к повороту при заходе (отходе) ветра!». Маневр начинается после команды «Выбирать гика-шкоты!» и кончается по команде «Поворот!» травлением шкотов с новой подветренной стороны. При всех маневрах имейте в виду, что лучшим экипажем считается тот, который всегда соблюдает осторожность.

Глава 4. ВЫХОД ИЗ ГАВАНИ И ПОСТАНОВКА ЯХТЫ НА МЕСТО

Почти в каждой гавани есть оснащенный пирс, необходимый для постановки парусов и беспрепятственного выхода из гавани. В большинстве случаев перед входом в гавань имеются также буи, небольшие заякоренные поплавки, или свободно стоящие в воде сваи, к которым яхта может быть отбуксирована до установки парусов. Вы поступите совершенно правильно, если используете эти возможности и подойдете к одному из свободных буев при помощи весел.


2751835461962965.html
2751869018527215.html
    PR.RU™